Суббота, 27.04.2024, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Хоровец Марины Васильевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Опыт работы

     Опыт работы учителя начальных классов Хоровец М.В.

 

Стаж моей педагогической деятельности - 18 лет,  из них в начальной школе  - 8 лет. Все  это время я работаю   по Образовательной программе «Гармония». Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости.

    С введением  Федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования меняется стратегия и тактика, техника и логика реализации идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновление его содержания, форм и методов. Исходя из этого, я работаю над темой «Моделирование  на уроках в начальной школе». Целью своей работы над темой считаю развитие у обучающихся творческих и индивидуальных способностей, логического мышления, повышение качества  обучения  младших школьников по предметам.

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования  направлен «на приведение  содержания образования в соответствие  с возрастными  особенностями  подросткового периода, когда ребенок  устремлен  к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию  и самоопределению».

Применение технологии моделирования  учит ребят ставить вопросы  и искать на них ответы, что является важнейшим фактором роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Данный  метод  основан на  установлении  соответствия между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями.

Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы, таблицы.

Актуальность данной технологии подтверждается тем, что человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая его модель – глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в биологии - строение человека по анатомическим муляжам и др. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей, отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 Младший школьный возраст является началом формирования универсальных учебных действий у детей. Одним из видов УУД являются познавательные УУД, которые, в свою очередь, включают следующие действия: исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции.

Для того чтобы вооружить учащихся моделированием, как способом познания,  я считаю важным, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования.

 По моему мнению, основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.

В зависимости от степени материальности, модели делятся на предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные.

             

 

                          Предлагаю  классификацию моделей, используемых  при обучении.

                                                                                 

В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов) .

Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.

Выделяют четыре этапа моделирования:

  • Вычленение существенных признаков объекта
  • Построение модели.
  • Исследование модели.
  • Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей.

На уроках литературного чтения модели помогают запоминать и воспроизводить большие объемы текстов.

Например: 1 вариант. Я прошу смоделировать содержание текста « Дедал и Икар».

Моделировать блоки:

  1. Жизнь Дедала в Афинах.
  2. Дедал у Критского царя.
  3. Подготовка к полету.
  4. Полет.
  5. Гибель Икара.
  6. Мечта людей.
  7.  

- Найдите и зачитайте отрывок  в тексте, соответствующий  2 блоку.

- Обсудите в группе этот  отрывок и  дайте  ответ на вопрос «Почему у Дедала возникла мысль сделать крылья?»

-Какой блок является кульминацией развития действия? Почему?

 

2 вариант. Я предлагаю готовую модель рассказа, в которой  нарушена логическая последовательность блоков.

Задание: 1) Подумайте, соответствует ли  данная  ли схема  построению мифа.

2) Восстановить правильную последовательность.

 

При выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию, прояснить и грамотно сформулировать свою мысль и представить свое мнение в четкой и сжатой форме, используется модель «ПОПС-формула».

П-позиция:

В чем заключается твоя точка зрения?- Я считаю, что….

О-обоснование:

Довод в поддержку твоей позиции.-…потому что…..

П-пример:

Факты иллюстрирующие твой довод .-НАПРИМЕР…..

С-следствие:

Вывод : что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции. -….поэтому….

Например,  басня И.А. Крылова  « Лебедь  щука и рак»

П-позиция: « Я считаю, что  герои басни не смогут выполнить дело за которое они взялись»

О-обоснование: « Лебедь ,рак и щука не договорились заранее как будут выполнять эту работу»

П-пример: «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад , щука тянет в воду.»

С-следствие: «Поэтому если работу выполняют несколько человек , то их действия должны быть согласованы».

 Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи.

Стать настоящим исследователем младший школьник может, решая текстовые задачи на уроках математики. Текстовая задача  позволяет ребенку не только оттачивать логические операции и вычислительные навыки, но и моделировать жизненные ситуации.

Работа над текстовой задачей начинается с того, что её читает ученик. Для того, чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё – к записи решения с помощью математических символов (знаково–символической модели) все эти модели являются описанием одного и того же объекта – задачи. Они отличаются друг от друга тем, что выполнены на разных языках: языке слов (словесная); языке образов (мысленная); языке математических символов (знаково–символическая).

 

В качестве примера приведу несколько текстовых задач и их способы решения с помощью графических моделей.

Задача 1. В аквариуме 4 больших и 5маленьких рыб. Сколько всего рыб в аквариуме?

 

 

 


Решение : 4 + 5 = 9 (р.) Ответ: 9 рыб в аквариуме.

 


Задача 2. У Лены 10 груш. Это на 3 больше, чем персиков. Сколько персиков у Лены?

 

Решение: 10 – 3 = 7 (п.)Ответ : 7 персиков

 

Моделирование на уроках русского языка

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, т.к. с ней связано приобретение орфографического навыка.

    Эту задачу поможет решить прием моделирования орфографического понятия. Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс.

      На своих уроках использую работу со схемами, начиная  с первого класса.

        Я приучаю детей, ещё не умеющих писать, изображать предложения в виде схемы. Вот одна из самых первых схем – схема предложения (1 класс).

   - Слова в предложении пишутся раздельно.

              Мальчик ловит рыбу.

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

   |________   _____   ____  .

- Конец предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком.

            |________   _____   ____  .  

            |________   _____   ____  !

            |________   _____   ____ 

     Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того он видит интервалы между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.

    Усвоив существенные связи между схемой и звучащим предложением, первоклассники успешно справляются с обратным заданием – с составлением предложений по заданным схемам.

Применение моделирования позволяет обучить учащихся достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов. Легко выделять отдельные звуки и определять их характер.

Моделирование на уроках   окружающего  мира.

            Работая над темой «Моделирование на уроках  в начальной  школе» считаю, что одним из приоритетных видов деятельности курса является моделирование объектов и явлений окружающего мира. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учится активно», формирует универсальные учебные действия.

Результатом моей работы по  теме « Моделирование на уроках в начальной школе»  считаю развитие у детей  креативного и логического мышления, активизацию их познавательной   деятельности  на протяжении всего урока, сформированность  интереса  к процессу обучения,  улучшение  качества  обучения. Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний.

Презентация к опыту работы Скачать

2014-2015 учебный  год

х. Красный Маныч

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
телефон доверия

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz